|
||
== ПДД 2010 == |
||
8 (916) 331-00-53 8 (910) 442-27-63
|
Правила дорожного движения Российской Федерации (ПДД РФ) Комментарии к ПДД РФ
Настоящие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 10 мая 2010 года и опубликованы в Российской газете 20 мая 2010 года. Данная редакция Правил Дорожного Движения вступает в силу с 20 ноября 2010 года. Внесенные изменения выделены в тексте красным цветом. 2. Общие обязанности водителей 3. Применение специальных сигналов 6. Сигналы светофора и регулировщика 7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки 8. Начало движения, маневрирование 9. Расположение транспортных средств на проезжей части 14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств 15. Движение через железнодорожные пути 16. Движение по автомагистралям 18. Приоритет маршрутных транспортных средств 19. Пользование внешними световыми приборам и звуковыми сигналами 20. Буксировка механических транспортных средств 21. Учебная езда 22. Перевозка людей 23. Перевозка грузов 24. Дополнительные требования к движению велосипедов мопедов гужевых повозок а также прогону животных Дорожные знаки Знаки дополнительной информации (таблички) Дорожная разметка Приложения Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств Первая медицинская помощь при ДТП 1. ПДД РФ - Общие положения1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им. 1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины: "Автомагистраль" - дорога, обозначенная знаком и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками. "Автопоезд" - механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами). "Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем. "Водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. "Вынужденная остановка" - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге. "Главная дорога" - дорога, обозначаемая знаками , по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобные) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой. "Дневные ходовые огни" - внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток. "Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. "Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Автомобильные дороги разделены на 5 категорий. К I и II категориям отнесены дороги, имеющие капитальное основание и усовершенствованное покрытие (асфальто- или цементобетон), по которым возможно движение колесных транспортных средств с осевой нагрузкой до 10 т. Они имеют широкие полосы движения (3,75 м), ограниченные продольные уклоны (3–4 %), увеличенные радиусы поворотов и широкие обочины; обеспечивают высокую пропускную способность, а также круглосуточное и круглогодичное движение. К дорогам I и II категорий отнесены автомагистрали с несколькими полосами движения в каждом направлении, а также двухполосные дороги с одной полосой для движения в данном направлении. Для дорог I категории, проходящих по равнинной местности, расчетная скорость движения — 150 км/ч, для дорог II категории — 120 км/ч. К III категории причислены дороги с облегченным усовершенствованным покрытием (дегтебетон, битумоминеральные смеси), предназначенные для движения по ним всех колесных транспортных средств с осевой нагрузкой до 10 т, но с меньшей интенсивностью. Полоса движения может быть заужена до 3,5 м, допускаются уклоны до 5 %, радиусы кривых в плане могут быть уменьшены до 400 м. Расчетная скорость для дорог III категории, проходящих по равнинной местности, составляет 100 км/ч, а для дорог, проходящих по пересеченной местности, — 80 км/ч. Дороги IV категории — имеющие основание, легко размягчаемое грунтовыми водами, и неусовершенствованное твердое покрытие (булыжник, гравий), рассчитанное на осевую нагрузку до 6 т. Ширина полосы движения не превышает 3 м, величина максимальных продольных уклонов может составлять 6 %, а минимальные радиусы поворотов — всего 250 м. На таких дорогах зимой даже после уборки допускается наличие слоев снега и льда. Расчетная скорость для дорог IV категории, проходящих по равнинной местности, составляет 80 км/ч, а для проходящих по пересеченной местности — 60 км/ч. Дороги V категории — дороги без покрытия, проложенные по естественному грунту. В настоящее время продолжает действовать государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. № 221). Приведем некоторые положения данного документа. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами скоростью. Проезжая часть дорог и улиц городов и других населенных пунктов, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 80 см и глубине — 5 см. Коэффициент сцепления покрытия, измеренный прибором ПКРС-2 (ТУ 78.1.003-83), должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами скоростью и составлять не менее 0,3 при измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 — шиной, имеющей рисунок протектора. На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части должен быть убран в лотки или на разделительную полосу и сформирован в виде валов с разрывами на ширину 2,0–2,5 м. После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств. Формирование снежных валов не допускается:
Люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение их крышек относительно уровня покрытия более чем на 2,0 см. Дождеприемники должны соответствовать требованиям ГОСТ 26008. Не допускается отклонение их решеток относительно уровня лотка более чем на 3,0 см. Разрушенные крышки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замена должна быть произведена в течение не более 3 ч. Опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03. Ограждения должны быть окрашены в соответствии с ГОСТ 13508. Не требуют окраски оцинкованные поверхности ограждений. Поврежденные элементы ограждений подлежат восстановлению или замене в течение 5 суток после обнаружения дефектов. Не допускаются к эксплуатации железобетонные стойки и балки ограждений с раскрытой сеткой трещин, сколами бетона до арматуры, а деревянные и металлические стойки и балки — с механическими повреждениями или уменьшенным расчетным поперечным сечением. Отдельные бортовые камни подлежат замене, если их открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20 % площади или на поверхности имеются сколы глубиной более 3,0 см. Не допускается отклонение бортового камня от его проектного положения. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает изложенным требованиям, а также иным требованиям указанного стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Хочется также сказать несколько слов о таком больном для нашего общества
вопросе, как платные автомобильные дороги. В соответствии с недавно принятым
Федеральным законом от 8 ноября
Решение об использовании автомобильной дороги на платной основе принимается:
Решение об использовании автомобильной дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения на платной основе должно быть принято после утверждения проектной документации в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и до получения разрешения на строительство, причем не ранее чем за 60 дней до дня начала ее эксплуатации в таком режиме. В решении об использовании автомобильной дороги на платной основе должны быть указаны:
Решение об использовании автомобильной дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения на платной основе в течение 30 дней со дня его принятия должно быть опубликовано в порядке, предусмотренном соответственно для опубликования нормативно-правовых актов РФ, нормативно-правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов и иной официальной информации, а также размещено соответственно на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, официальном сайте субъекта РФ, официальном сайте муниципального образования. В случае отсутствия официального сайта муниципального образования решение должно быть размещено на официальном сайте субъекта РФ в установленный срок бесплатно. Решение об использовании частной автомобильной дороги общего пользования на платной основе в течение 30 дней со дня его принятия должно быть опубликовано в порядке, предусмотренном для опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации, а также размещено на официальном сайте муниципального образования. В случае отсутствия официального сайта у муниципального образования решение должно быть размещено на официальном сайте субъекта РФ в установленный срок. Решение об использовании автомобильной дороги на платной основе может быть принято при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда по автомобильным дорогам общего пользования или при условии, что возможность альтернативного бесплатного проезда будет обеспечена до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автомобильной дороги. Протяженность автомобильных дорог, их участков, обеспечивающих возможность альтернативного бесплатного проезда, не должна превышать более чем в 3 раза протяженность платной автомобильной дороги, за исключением случаев, если:
Альтернативный бесплатный проезд должен быть обеспечен в течение всего срока использования платной автомобильной дороги, указанного в соответствующем решении. Пользователь платной автомобильной дороги осуществляет проезд по ней на основании договора с ее владельцем или, в случае ее использования на основе концессионного соглашения, — с концессионером. Факт заключения договора подтверждается документом об оплате проезда. Владелец платной автомобильной дороги, концессионер не вправе оказывать предпочтение одному пользователю перед другими в отношении заключения договора, упомянутого выше, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Отказ владельца платной автомобильной дороги, концессионера от заключения с пользователем указанного договора при наличии возможности проезда по платной автомобильной дороге не допускается. Владелец платной автомобильной дороги или концессионер — в случае ее использования на основе концессионного соглашения — обязан:
Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, методика расчета и максимальный размер платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Владелец или концессионер устанавливают размер платы за проезд, который не должен превышать установленный максимум. При этом он устанавливается равным для всех пользователей платной автомобильной дороги в отношении транспортных средств одной категории. От платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам освобождаются:
Собственник платной автомобильной дороги вправе принять решение о предоставлении права льготного проезда отдельным категориям пользователей и транспортных средств. В случае использования платной автомобильной дороги на основе концессионного соглашения решение собственника о предоставлении права льготного проезда или проезда без взимания платы должно быть согласовано с концессионером, если соглашением не предусмотрено иное. Владелец платной автомобильной дороги (концессионер — в случае его использования на основе концессионного соглашения) вправе устанавливать дополнительно отдельные категории пользователей, транспортных средств, которым предоставляется право льготного проезда или проезда без взимания платы в случае, если это предусмотрено решением об использовании автомобильной дороги на платной основе. "Дорожное движение" - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. "Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором:
"Железнодорожный переезд" - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне. "Маршрутное транспортное средство" - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок. "Механическое транспортное средство" - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. "Мопед" - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. "Мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг. "Населенный пункт" - застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками
"Недостаточная видимость" - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
"Обгон" - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). "Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с настоящими Правилами. "Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами. "Опасность для движения" - ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия. "Опасный груз" - вещества, изделия из них,
отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в
силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для
жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей
"Опережение" - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. "Организованная перевозка группы детей" - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству. "Организованная транспортная колонна" - группы из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов. Комментарий Водителю запрещается пересекать организованные (в том числе пешие) колонны и занимать место в них. "Организованная пешая колонна" - обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении. "Остановка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства. "Пассажир" - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). "Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий. "Перестроение" - выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. "Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. "Пешеходный переход" - участок проезжей части, обозначенный знаками и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками .
"Полоса движения" - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. "Преимущество (приоритет)" - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участниками движения. "Препятствие" - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил. "Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами. "Прицеп" - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски. "Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Комментарий На дороге может быть одна или несколько проезжих частей. Во втором случае они отделяются друг от друга разделительными полосами. Линии дорожной разметки, нанесенные на проезжей части, не являются разделительными полосами. "Разделительная полоса" - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
"Разрешенная максимальная масса" - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав. "Регулировщик" - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. "Стоянка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства. "Темное время суток" - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек. "Транспортное средство" - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. "Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. "Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость. Комментарий Например, при приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения его беспрепятственного проезда. "Участник дорожного движения" - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. 1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. 1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств. 1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. (статья 12.33 КоАП) Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию. 1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Комментарий Согласно ст. 31 Федерального Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность. |
|
|